Эта история началась в 2009 году, блуждая по бескрайним просторам Интернета, я наткнулся на фотографию интересного страхового знака. Им оказался знак Северного страхового общества, но что примечательно, он был литой и имел клеймо Каслинского завода.
У обнаруженной фотографии, имелась топографическая привязка, т.е. географические координаты места, где был сделан снимок. Из всех разновидностей досок «Северного страхового общества», эта - остается, пожалуй, самой редкой, а заводское клеймо добавляет доске особую значимость.
Сборы были не долги и вот уже через неделю мы с приятелем мчимся в сторону уральских гор. Рабочий посёлок Висим расположен на реке Межевая Утка (приток Чусовой), в 50 км к юго-западу от Нижнего Тагила, в 85 км к северо-западу от областного центра – г. Екатеринбурга.
Немного истории: в середине 18 века, около 1741 года Акинфием Демидовым здесь был построен металлургический (чугуноплавильный и железоделательный) завод, закрытый в 1907 году. Завод стоит на реке Шайтанке при впадении её в реку Межевую Утку. Заводской пруд приводил в движение три водяных колеса; две паровые машины. Писатель Мамин-Сибиряк родился и провёл детство в Висиме, сейчас здесь открыт дом-музей его имени. Ещё в конце XVI века дружина Строгановых поселила своих крестьян на берегу реки Межевая Утка при впадении её в Чусовую. Слово «межевая» означало границу между владениями Строгановых и Сибирским ханством. В 1612 году Строгановы собрали и вооружили отряд ополченцев для сводного отряда Минина и Пожарского.
А в XVIII веке Межевая Утка стала границей между владениями Строгановых (правый берег) и Демидовых (левый берег). В 1759 году А. Демидов построил пристань, которая стала самой крупной и технически оснащенной. Именно отсюда в центр России отправлялись «железные караваны» с пушками, ядрами и прочим металлом.
Добравшись в Висим значительно позже обеда, объезжаем улицы посёлка. В октябре месяце темнеет рано, надо торопиться… Несколько часов поисков результатов не дали, стемнело. Заехали в столовую, которая как оказалась, имеет статус ресторана, сделали заказ, есть свободные 15-20 минут. Приятель ждёт заказ, я вновь сажусь в машину, чтобы проехать вдоль ближайшей улицы.
О чудо, вот он заветный дом с табличками!
У ворот стоит приличная иномарка, выходит хозяин атлетического телосложения. Представляюсь, ввожу в курс дела, показываю альбом с фотографиями. Рассказываю о своём хобби, коллекционерах и прочих глупостях, заготовленных для такого рода диалогов. Вижу — большого впечатления мой рассказ на слушателя не производит. Двухэтажный дом, хороший автомобиль, золотая цепь толщиной с палец на шее хозяина, разговор переходит в более материальную плоскость.
—Готов предложить 5000 рублей (приличные по тем временам деньги, да и признаться больше не было).
—Нет, браток, с деньгами всё в порядке. Вот если бы ты снял, по-тихому, я может и не заметил бы, а так…пусть висит.
За время переговоров, окончательно стемнело и фотографии не получились. На всякий случай оставляю свою визитку. Прощаемся в духе героев из фильма Гайдая.
— Будете у нас на Колыме – милости просим.
— Нет уж, лучше вы к нам…
Позже в кафе, мы узнали, что добрая часть населения посёлка работает на золотых рудниках, а в 30 километрах от Висима добывают ещё и платину. Думаю, это многое объясняет - добротные дома, свежий асфальт, два храма, старый и вновь выстроенный и даже питомник маралов, на окраине посёлка.
Сняв несколько акционерных и земских знаков, отправляемся восвояси.
Зимой 2011, наш уральский коллега попытал счастье, посетив поселок Висим, увы – табличка с дома исчезла.
С высоты своих неполных 47, могу судить, что ничего не происходит с нами просто так, и упавшее в благодатную землю семя, обязательно принесет свои плоды. Так произошло и в этот раз, совершенно нежданно, с одного из форумов, я получил предложение о покупке литой таблички с клеймом каслинского завода. Я сразу поинтересовался у продавца, не из Висима ли она, но история происхождения таблички была ему неизвестна, хотя сам предмет находится в Нижнем Тагиле, что в 50 км от поселка золотодобытчиков.
Когда я получил фото, все сомнения отпали, это именно та доска, за которой я ездил в 2009-ом, что видно по характерной белой точке над буквой Х и вмятине по нижнему краю. Договориться о цене и способе доставки, было уже делом техники. Исторический круг вновь замкнулся.
Это уже не первая история, на моей практике, когда уже знакомая доска после нескольких лет странствий, а порой и череды перепродаж, попадает ко мне в коллекцию. Чудеса!
З.Ы. Информация для ценителей, расцветка доски была как у латунной А.13-4, но размеры чуть меньше, по крайним точкам 285х285. Чистота отливки изумительная, с новочеркасскими досками не сравнить.